Skyscraper City Forum banner
1 - 20 of 28 Posts

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #1 ·
Управленцы за границей: чему учат зарубежные стажировки чиновников​

Зарубежный опыт, пусть и небольшой, не только расширяет кругозор, но и помогает развиваться дальше – неоспоримый факт. К сожалению, программами стажировки за границей может похвастаться далеко не каждое учебное заведение нашей страны. Совсем недавно возможность на людей посмотреть и себя показать появилась на кафедре теории и практики государственного управления Института государственной службы Академии управления при Президенте. В этом году студенты Академии смогли посетить Чехию и Германию, чему-то удивиться, в чем-то удостовериться.

Программа, предполагающая получение зарубежного опыта, открылась на кафедре теории и практики государственного управления Института государственной службы, которая которая 19 июня отмечает 20-летие.

Своими впечатлениями поделились юбилейные выпускники кафедры и первопроходцы программы стажировки.

В первый раз слушатели и преподаватели Академии посетили Союз промышленно-торговых палат Германии, Федеральное торгово-инвестиционное агентство Германии, парламент Саксонии, представительство Европейской Комиссии и бюро Европейского Парламента в Чехии. В Чехии в программе визитов были известные во всем мире предприятия: автомобильный концерн "Шкода", пивоваренный завод Velkopopovicky Kozel.


Удивили немцев

Денис Кассиров, заместитель генерального директора УП "Мингаз"

Мои ожидания перед началом обучения можно разделить на две составляющие. Первая касается самого процесса обучения и новых знаний в сфере управления. Вторая – связана с новыми знакомствами. Ведь группы, которые формировались для проведения переподготовки по специальности, которую я оканчивал, тоже выбирались по определенным критериям, случайных людей тут не бывает. Ожидания были связаны и с этой возможностью познакомиться, пообщаться, поделиться опытом. Опыт зачастую и есть лучшее образование.

Для меня, как и для многих управленцев в стране, очень злободневная тема, это доведение показателей, выполнение показателей, контроль показателей. В ходе стажировки мы несколько раз плотно касались этой темы. Как же у них происходит процесс планирования – и на уровне государственном, и на уровне коммунальном, отраслевом.

Для меня как специалиста в этой отрасли была интересна информация о процессе формирования бюджета: на макро- и на микроуровне.

Можно объективно говорить о том, что немцы – трудоголики и патриоты, и объективно можно это все переносить на профессиональную сферу. Если они делают какие-то вещи, то они делают их достаточно обдуманно, достаточно просто в плане реализации, и это достигается, как правило, в ходе широкого обсуждения – с привлечением экспертов.

Конечно, в ходе обучения мы изучали опыт зарубежных стран по государственному регулированию экономики. Но когда попали в сферу общения с людьми, которые непосредственно участвуют в этом процессе, все воспринималось иначе и было настоящим открытием.

Для немцев в свою очередь было большим открытием, то, что делает наше государство в плане возможностей для создания бизнеса. Мы обсуждали и то, бизнесмены из каких стран вкладывают сегодня в Беларусь деньги, и почему им интересно это делать. Сравнивали, насколько снижается или увеличивается доля предпринимателей в Германии. Мы рассказывали, что сейчас существует масса инвестиционных проектов, и инвестиционный климат в стране меняется, и в Беларусь действительно идут деньги.

Эта информация, полученная напрямую из первых уст, нашим зарубежным партнерам была интересна. Ведь не каждая крупная компания имеет свое полноценное представительство в Беларуси.


Соединили практику с теорией

Андрей Баранов, заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела аппарата Национальной академии наук Беларуси

У меня давно вынашивалась такая мысль – увидеть и прочувствовать на собственном опыте, как живут и работают немцы и чехи. После 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков хотелось бы посмотреть, как и за счет чего побежденная страна Германия восстановилась во всех аспектах, включая и практику государственного управления, и экономическую сферу.

Интересно было попытаться сравнить результаты работы двух стран и проанализировать, что нам нужно сделать для взаимовыгодного сотрудничества и привлечения немецких инвестиций в экономику Беларуси.

В любом деле позитивную роль играет живой опыт общения, без посредников. Со своей стороны немецким коллегам мы презентовали материалы по развитию лесного и охотничьего хозяйства Беларуси и возможности инвестирования и создания совместных предприятий в данном секторе экономики, а также по экономическому развитию Витебской области.

Информация вызвала большой интерес как у немецкой, так и у чешской стороны. Я уверен, что результат не заставит себя долго ждать.

Нам было очень интересно узнать про финансовую поддержку экономики Германии на федеральном и земельном уровне. Особый интерес вызвала информация о предоставлении предприятиям жилищно-коммунальной сферы кредитов от 0,5 до 5% годовых.

Очень важно, что нам удалось соединить практику с теорией. Например, на автомобильном концерне "Шкода" был ряд вопросов, которые оказались тайной. Нам запретили фотографировать, но нам удалось узнать о количестве работников, средней заработной плате, предъявляемых требованиях к работникам. Определенные выводы были сделаны, даже слушая о возрастном цензе в определенных цехах.


Есть специфика, но и польза тоже есть

Виталий Петрушкин, заведующий кафедрой теории и практики государственного управления (ТПГУ), кандидат экономических наук, доцент

Нам хотелось посмотреть с точки зрения практики, как это происходит на местах и что из этого зарубежного опыта можно использовать нашим управленцам в процессе их деятельности – в министерствах, ведомствах, на предприятиях. И то, что мы увидели, превзошло все ожидания.

Наши немецкие партнеры и коллеги, которые помогали делать эту стажировку (Институт немецких исследований), подробно рассказали о процессе планирования бюджета, ответили на вопросы, связанные с активизацией инвестиционной деятельности, деятельностью торгово-промышленных палат Германии, национального инвестиционного агентства Германии.

Мне лично было интересно увидеть, как работает "Высшая школа управления Саксонии" – это то заведение, которое так же, как и Академия управления, осуществляет подготовку и переподготовку руководящих кадров. Прямо там у нас прошел семинар, где выступали ведущие немецкие профессора. И то, что мы услышали, они рано или поздно смогут применить в своей практической деятельности, а мы – в процессе совершенствования учебного процесса.

Конечно, есть специфика в экономиках наших стран, но кое-что мы можем использовать. В первую очередь, что касается микроэкономического уровня, уровня реального сектора: мы увидели, как строится система организации, система производства, организации и сбыта готовой продукции, как происходит процесс управления этой системой.

На предприятиях, которые мы посетили, – автоконцерн "Шкода", пивоваренный завод Velkopopovicky Kozel – мы изучили не только технологический процесс производства продукции, но и ознакомились с практикой продвижения готовой продукции на рынке, а также встретились с управленцами этих предприятий.

Замечу, мы приехали на стажировку не только обучаться, но и с конкретными предложениями по усилению инвестиционного сотрудничества, по углублению этого сотрудничества в различных отраслях и сферах нашей национальной экономики с Германией и Чехией.

Например, наши слушатели презентовали немецким партнерам свои инвестпроекты в сфере агроэкотуризма. Эта сфера определенно интересна всем – зарубежные коллеги с удовольствием приезжают сюда отдыхать, ловить рыбу, охотиться и наслаждаться нашей природой.

Руководитель СЭЗ "Витебск" также приехал с информацией о регионе и конкретными предложениями, и зарубежные партнеры проявили достаточно большой интерес.

От стажировки была большая польза, я и уверен, что в самом ближайшем будущем мы продвинемся в реализации этих наших проектов.

TUT
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #2 ·
Беларусь и Венгрия будут сотрудничать в сфере образования​

Президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект программы сотрудничества в сфере образования между правительствами Беларуси и Венгрии на 2014 - 2016 годы.

"Соответствующий указ глава государства подписал 20 июня. На проведение переговоров по проекту Программы и ее подписание уполномочено министерство образования", - сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в пресс-службе президента.
 

·
Moderator
Joined
·
11,423 Posts
Minsk, бяз крыўд, але не надта зашмат ужо офтопікавых тэмаў на форуме, на маю думку, можа лепш больш пільна развіваць наш непасрэдна галоўны сыгмэнт - архітэктура, будаўніцтва, інфраструктура і ўсё вакол гэтага, навошта нам ахопліваць тут усе сферы нашага жыцьця?
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #4 ·
Minsk, бяз крыўд, але не надта зашмат ужо офтопікавых тэмаў на форуме, на маю думку, можа лепш больш пільна развіваць наш непасрэдна галоўны сыгмэнт - архітэктура, будаўніцтва, інфраструктура і ўсё вакол гэтага, навошта нам ахопліваць тут усе сферы нашага жыцьця?
Ня бачу праблемы. На мой погляд, наша галінка даволі ня дрэнна структуравана і дадзеная тэма адпавядае назве параздзелу.
Так, магчыма, ад мяне было даволі шмат пастоў у апошні час, не датычных будаўніцтва, але ўсё ж усё на сваіх месцах.

Ўлічу вашы пажаданні.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #5 ·
Команда БГУ заняла 14-е место на чемпионате мира по программированию​

Студенты БГУ вошли в двадцатку лучших на чемпионате мира по программированию (ACM-ICPC), проходившем в Екатеринбурге, сообщает пресс-служба Белорусского государственного университета.

Команда студентов факультета прикладной математики и информатики БГУ в составе Александра Некрашевича, Евгения Грицкевича и Алексея Колесова заняла 14 место в общем зачете.

«Наши ребята неоднократно поднимались на пьедестал на чемпионате мира по программированию. Были и бронзовые, и золотые медали. В нынешних состязаниях участвовала новая команда, можно сказать, юная для такого уровня чемпионата. Никто и не мечтал попасть в число сильнейших. Ребята – просто молодцы!», – отметил тренер команды, профессор Владимир Котов.

Студенты из Беларуси состязались со своими ровесниками из Оксфорда, Стэнфорда, Принстона, Токио, Тайваня, Варшавы, Пекина. В финал ACM-ICPC вышли 122 команды, а за право выступать в финальной стадии чемпионата в отборочных турнирах боролись более 30 тыс. участников из 2300 университетов.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #6 ·
В Минске откроется европейский колледж - неформальное образование для подготовки к современной жизни​

С октября в Минске начнет работу "Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси" (ECLAB) – образовательно-просветительский проект, ориентированный на работу в сфере неформального образования. Обучение длится один год и разбито на два семестра, при этом у каждого студента будет возможность сформировать свой пакет курсов и направлений обучения.

На презентацию колледжа в креативном пространстве ЦЭХ пришло около 200 человек, и сами организаторы признались, что не ожидали такого интереса. Руководители проекта называют его пилотным, поэтому хотят изучить спрос на предложенные курсы и концентрации (направления), определить степень нагрузки и долю "академического занудства". По этой причине они затруднились предположить, сколько людей подаст заявки, и ответить, сколько студентов смогут принять. "Но если окажется очень много интересных работ, мы будем рассматривать варианты, чтобы взять больше людей", - успокаивают руководители. При этом они подчеркивают, что будут отбирать талантливых, мотивированных людей. Критериями служит желание расширить горизонты, получить новые знания, научиться критически мыслить и формулировать свою точку зрения.

Абитуриентам надо будет заполнить анкету на сайте eclab.by и написать эссе на одну из предложенных тем с изложением своих собственных мыслей. Авторов лучших эссе пригласят на собеседование, по результатам которого будет проводиться зачисление. Такая сложная, в несколько этапов, вступительная кампания необходима, по словам организаторов, чтобы отобрать людей с сильной мотивацией.

Обучение бесплатное, придется прилагать усилия для получения знаний и посещать вечерние занятия несколько раз в неделю. Поэтому лучше сразу отобрать людей, которым действительно интересна учеба в колледже. "Человек год будет ходить на курсы, а нет ни зачетки, ни деканата, ни методиста. Конечно, важно быть ответственным", - объясняют руководители.

Колледж не выдает выпускникам диплом, имеющий юридическую силу. На вопрос, что в таком случае можно будет считать положительным результатом на выходе, Ольга Романова ответила: "Студент сам выбирает курсы, формы работы, и на выходе он получит веер новых возможностей. Студент, скажем, биологического факультета, придя к нам, поймет, что хочет писать, и станет научным журналистом. Эта ниша существует, но пока не заполнена. Или программист сможет уйти в медиа-арт, потому что у нас есть курсы, которые могут ему помочь. Не так много людей, которые могут писать о современной культуре современным языком. Но самое главное – сформируется критическое мышление, которое необходимо в жизни, чтобы понять, что вокруг происходит. Общество сейчас живет с большим уровнем тревоги и зомбированности. Нужно иметь противоядие, знать, как работает идеология".

Колледж предлагает три направления: "Массовая культура и медиа" (курирует Ольга Романова), "Публичная история" (курирует Алексей Браточкин) и "Современное общество, этика и политика" (курирует Ольга Шпарага).

Кроме того, при колледже создан ряд центров, которые будут заниматься как наукой, так и разработкой новых программ: Центр исследований интернета, психоанализа, гендерных исследований, публичной истории и арт-лаборатория "Радиус". Планируется открыть также Центр урбанистики. Благодаря работе центров в следующем учебном году планируется открыть новые концентрации.

ECLAB обещает уникальные авторские курсы, обучение в малых группах по индивидуальным программам, творческую атмосферу на занятиях, свободное интеллектуальное общение студентов и преподавателей. Руководитель проекта Александр Адамянц рассказал, что хочет добиться отсутствия иерархии "учитель-ученик" на занятиях: "Наша цель не передать знания от преподавателя к студенту, а наладить свободный диалог, который обогащает обе стороны".

По словам организаторов, поиск альтернатив классическому образованию – современный мировой тренд, и модель Liberal Arts Education – один из возможных путей. В Беларуси эта проблема особенно актуальна, считают руководители проекта, так как образование в государственных вузах до сих пор отличается иерархичностью, монологичностью, негибкостью и высокой степенью формализации.

На занятиях в колледже будет минимум традиционных академических лекций: руководители проекта объяснили, что в малых группах такой формат не вполне продуктивен. Их место займут семинары, дискуссии, групповые проекты, мастер-классы, творческие задания и презентации. Лучшим выпускникам предложат участие в программе Летнего университета в одной из стран ЕС.

ECLAB стремится подготовить студентов к сложности, многообразию и изменениям современного мира.
TUT
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #7 ·
Лукашенко требует разобраться с проблемами в сфере образования​

Президент Беларуси Александр Лукашенко требует объективно разобраться в существующих проблемах сферы образования. Об этом он заявил сегодня на встрече с финалистами республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов "Учитель года Республики Беларусь".

"В адрес системы образования звучит немало нареканий, притом справедливых. Это касается содержания и сложности учебных программ, качества учебников, подхода к языковой подготовке учащихся, шестого школьного дня и других вопросов. По моему поручению одна комиссия уже закончила работать, и я категорически не удовлетворен тем, как проходила эта работа (особенно на последней стадии), и вмешательством отдельных чиновников в ее работу. Сейчас разбираются правоохранительные органы. Оценку получат все, кто пытался влиять на результат работы этой комиссии, - заявил глава государства. - Тем не менее мне пришлось назначить повторную группу специалистов, которые изучат все существующие сегодня в школе проблемы от жалоб учителей на непомерные нагрузки - информации, отчеты - до жалоб учеников, которые не воспринимают то, чего не должно быть в школе".

Президент подчеркнул, что к соответствующей работе необходимо привлечь и лучших учителей Беларуси, в том числе победителей конкурса "Учитель года" различных лет. "Вы должны стать независимыми экспертами и моими надежными советчиками в работе по совершенствованию отечественного образования. Я жду от вас замечаний, рекомендаций, предложений, конструктивной критики и новых идей", - отметил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что образование в стране должно быть оптимальным, и ни ученик, ни учитель не должны быть перегружены чем-то излишним и ненужным. Вместе с тем речь скорее идет о необходимости дошлифовать те или иные аспекты в сфере образования, а не о коренной ломке или очередной реформе уже сложившейся системы. Что касается уровня зарплат, президент отметил, что, несмотря на трудности в экономике, затянувшийся мировой кризис, в последнее время были приняты решения, направленные на повышение материального стимулирования труда учителей. Вместе с тем Александр Лукашенко заметил, что в этом вопросе многое зависит и от самих педагогов, их способности переориентироваться и выстроить свою работу с учащимися в соответствии с современными требованиями, в том числе более широко использовать дополнительные занятия, различные кружки и факультативы.

TUT
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #8 ·
В БГУ запустили имиджевый ролик для привлечения иностранных студентов на обучение в Беларуси​

 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #9 ·
Министерство образования направило заявку на присоединение Беларуси к Болонскому процессу​

Елена Спасюк, БелаПАН

Министерство образования Беларуси направило заявку в Болонский секретариат о вступлении в Болонский процесс и присоединении к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО), сообщил 20 ноября журналистам первый заместитель министра образования Вадим Богуш.

По его словам, конференция министров образования стран, подписавших Болонскую декларацию, состоится в мае 2015 года и на ней может быть рассмотрен белорусский вопрос.

Напомним, это уже вторая попытка Беларуси вступить в Болонский процесс. Первую заявку предполагалось рассмотреть в апреле 2012 года на саммите министров образования Европейского пространства высшего образования. Однако на заседании Болонской рабочей группы, на котором обсуждались вопросы подготовки саммита, было принято решение снять заявку Беларуси с повестки дня. Причина в том, что Беларусь не выполняет принципы Болонского процесса, такие как академическая свобода, институциональная автономия и студенческое участие в управлении высшим образованием.

Отвечая на вопрос БелаПАН, что изменилось в системе высшего образования с 2012 года, Богуш сказал, что процесс, связанный с модернизацией образования, преобразованиями, идет давно. Происходят институциональные, структурные и содержательные изменения. Так, введена дифференциация сроков подготовки на первой ступени образования от четырех до пяти лет. Магистратура выделена в отдельную ступень подготовки, есть интегрированные программы по особо сложным специальностям, обучение по которым на выходе дает квалификацию на уровне магистра.

Говоря об академических свободах, автономии и студенческом участии в управлении высшим образованием, Богуш сказал, что "студенческое самоуправление в университетах Беларуси прямое, это заложено в менеджменте вузов". "В каждом совете университета студенты присутствуют с правом голоса — решающего, не совещательного, — сказал Богуш. — Все студенческие инициативы учитываются при принятии решений. Кроме того новые подходы позволяют студенту более гибко выстраивать процесс обучения, выбирая те или иные курсы. Это касается и социально-гуманитарного блока, и специальных дисциплин". Таким образом учебный процесс становится индивидуализированным, а выпускник может максимально реализовать свой потенциал в национальной экономике.

Вместе с тем мониторинг нарушений академических свобод, который проводит Общественный Болонский комитет и молодежная профсоюзная группа "Студэнцкая рада", констатирует несоблюдение прописанной на законодательном уровне квоты — 25% студентов в составе совета вуза. По данным мониторинга, в БГУ, например, среди 90 членов совета только 10 студентов, а в Экологическом университете имени Сахарова — один студент из 37 членов совета.

На этот счет Богуш сказал, что "студенты имеют возможность через своего полномочного представителя выдвигать любые инициативы". "Я не сталкивался с ситуациями, — отметил замминистра, — когда официально выдвинутые студенческие инициативы не рассматривались бы соответствующим образом".
TUT
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #10 ·
Студенты БГУ смогут получить двойной диплом о высшем образовании​

Институт бизнеса и менеджмента БГУ (ИБМТ) и Университет прикладных наук Кименлаксо (Финляндия) подписали соглашение о сотрудничестве по программе двойных дипломов, сообщили сегодня в пресс-центре Министерства образования.

Данный документ позволяет студентам ИБМТ специальности «Логистика» в течение двух семестров продолжить обучение в финском вузе. Особенно важным является тот факт, что учеба будет организована по единой согласованной программе, по окончании которой будут выданы два национальных диплома.

В учебный план финская сторона включила дисциплины из области экономики, бизнеса, логистических процессов и операций. Предполагается, что и финские студенты по действующему соглашению будут обучаться в белорусском вузе.

Как сообщается, участником программы двойных дипломов может стать любой желающий студент ИБМТ БГУ специальности «Логистика», но только при условии высокой успеваемости и хорошего знания английского языка.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #11 ·
Общеобразовательная школа перейдет на профильное образование​

Премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков представил Михаила Журавкова в должности главы Министерства образования. Об этом сообщает пресс-служба правительства.

Премьер-министр заявил, что правительство ожидает от Министерства образования работы на опережение в подготовке кадров для современного рынка труда. Ведь именно образование предопределяет активную гражданскую позицию, профессионально-нравственные качества личности, культурные ценности.

Андрей Кобяков подчеркнул: "Только те страны, которые создадут и будут постоянно поддерживать эффективную систему образования на протяжении всей трудовой деятельности человека, смогут обеспечить устойчивое развитие экономики и благосостояние человека". Премьер-министр выразил надежду, что Михаил Журавков в состоянии взять на себя груз этой ответственности. "Увы, но все чаще материально-техническая база высших учебных заведений отстает от оснащения предприятий. А ведь недаром глава государства придает особое значение именно практикоориентированности. Студенты, придя на первый курс вуза, должны в максимальной степени быстро вовлекаться в практическую деятельность по той специальности, которую они выбрали", - добавил Андрей Кобяков.

Было подчеркнуто, что материально-техническая база вузов должна успевать за прогрессом, за развитием предприятий. Для того чтобы молодые люди понимали, куда они пришли учиться, практикоориентированность нужно развивать еще в школе, добавил Андрей Кобяков.

Руководитель правительства посоветовал подойти к решению проблем в образовании взвешенно и продуманно. "Ни для кого не секрет, что в этом году работали две комиссии по изучению проблем в образовании. И в ближайшее время, в первом квартале 2015 года, глава государства планирует провести совещание, посвященное этим вопросам. Так что вам необходимо выстроить стратегию перехода с 2015 года на профильное образование в общеобразовательной школе, пересмотреть подходы к организации шестого школьного дня, качественно пересмотреть систему педагогического образования, повысить престиж и конкурентоспособность профессионального образования", - подчеркнул Андрей Кобяков. Поиска новых форм работы также требует молодежная политика, воспитательная и идеологическая политика, особое внимание - на качество образования во всех его направлениях.

В свою очередь министр образования Михаил Журавков отметил, что сейчас системе образования нужно динамично развиваться. Однако, учитывая, что нововведения и резкие переходы болезненно отражаются на всех участниках образовательного процесса, их нельзя делать быстро, нужно аккуратно и четко продумать итог всех новшеств. "Образование - фундамент общества, главнейшее достижение любой страны. Мы постепенно реализуем все задачи, которые даны нам главой государства", - сказал он.
TUT
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #12 ·
Белорусские вузы собираются оптимизировать: вместо 54 оставят 20​


Концепцию оптимизации структуры высшей школы Беларуси планируется разработать до конца 2015 года. Об этом сегодня на пленарном заседании международной научной конференции, посвященной проблемам и перспективам инновационного развития университетского образования и науки, сообщил проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Титович.

Последние 20 лет все европейские страны сталкиваются с необходимостью оптимизировать систему учреждений высшего образования, что связано как с необходимостью в снижении затрат в условиях экономического кризиса, так и с демографической ситуацией. В среднем принято считать достаточным одного вуза на 700 тыс. - 1 млн населения. Для Беларуси оптимизация структуры высшей школы также актуальная задача. До конца 2015 года планируется выработать концепцию оптимизации, которая бы предлагала вузам соответствующие пути развития. Как уточнил проректор, предполагается, что число белорусских вузов сократится с 54 до 20. Но, как подчеркнул Игорь Титович, это задача не на ближайшие год-два, но на пятилетку, соответствующие решения необходимо будет принять.

"Сегодня, в глобализованном мире, белорусские вузы должны и уже начали учитывать фактор сильной конкуренции не только между собой, но и с сильными международными корпорациями и университетами. Это вынуждает либо искать пути повышения собственной конкурентоспособности, либо объединяться. Причем решение о том, каким образом будет происходить объединение - через поглощение сильным вузом слабого либо через создание консорциумов, иным путем - должно исходить от самих учреждений образования. При этом необходимо понимать, что объединение вузов, хотя и затратно само по себе, но имеет ряд преимуществ, таких как концентрация кадрового потенциала, финансовых и иных ресурсов, объединение усилий на развитие научно-исследовательской работы, развитие непрерывного образования, создание научно-производственных центров, развитие прорывных научных направлений", - сказал проректор.

Игорь Титович пояснил корреспонденту БЕЛТА, что оптимизация не затронет крупные региональные университеты, и еще раз подчеркнул, что реструктуризация системы высшей школы в Беларуси - пока дискуссионная тема.

Проректор сообщил также, что 3-4 марта в Минске состоится заседание экспертного совета, на котором планируется обсудить процесс вхождения белорусской высшей школы в Болонский процесс. На базе БГУ 3 марта пройдет семинар с участием международных экспертов, членов Европейского совета, а 4 марта состоится ряд встреч с участием министра образования, ректорского сообщества. Ожидается, что в эти дни Европейский совет выработает окончательную позицию относительно участия белорусской высшей школы в Болонском процессе, а последующее решение будет принято 23-24 марта в Риге.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #13 ·
Белорусские студенты станут свободнее в выборе курсов для изучения в вузе​


Сегодня учебные типовые планы и образовательные стандарты, которые действуют в Беларуси, предусматривают, что 30% учебного времени отводится на так называемый компонент учебного заведения. В рамках этих 30% студентам, как правило, предлагается несколько вариантов спецкурсов для изучения. "Сейчас разрабатываются новые образовательные стандарты, которые предусматривают 50% курсов по выбору для первой ступени (бакалавриат) и 70% для второй ступени высшего образования (магистратура)", - сообщил ректор Республиканского института высшей школы Виктор Гайсенок.

Это делается для того, чтобы предоставить нашим университетам возможность гибко реагировать как на запросы студентов, так и на потребности рынка труда, отметил Гайсенок.

Таким образом, если сегодня студент может сам выбирать образовательную траекторию в 30% времени, то в будущем курсов по выбору станет больше.

Вопрос предоставления больших полномочий вузам относительно влияния на учебные программы подняли на заседании экспертного совета по обсуждению процесса вхождения белорусской высшей школы в Болонский процесс.

Как уже сообщалось, Министерство образования подало заявку на присоединение Беларуси к Европейскому пространству высшего образования. Пока отмечается, что в вузах недостаточно развито студенческое самоуправление – студентов не слышат на уровне руководства вузов и министерства, озвучил мнение оппонентов министр Михаил Журавков.

Михаил Журавков отметил, что Болонский процесс в Беларуси больше нужен студентам, чем преподавателям. При этом вступление в него нашей страны – одна из основных задач нового министра на ближайший год.

Болонский процесс - это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого Европейского пространства высшего образования. В Болонской системе существует единый стандарт по оценке знаний и кредитно-модульная система, суть которой заключается в том, что студент сам выбирает себе предметы и преподавателей и решает, сколько ему обучаться.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #14 ·
Какие претензии к высшему образованию Беларуси есть у мирового сообщества​

Беларусь – белое пятно на карте высшего образования Европы. Что мешает нам перейти к европейской модели высшей школы? О стажировках за границей, чрезмерной нагрузке белорусских студентов и опасениях преследований за участие в политической жизни страны говорили на встрече Министерства образования Беларуси и представителей Совета Европы и членов Болонской рабочей группы.
Читать полностью: http://news.tut.by/society/438124.html
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #15 ·
В БГУ рассказали о новых специальностях​


В этом году в Государственном институте управления и социальных технологий (ГИУСТ) БГУ откроется новая специальность "государственное управление и право" и направление "дизайн костюма и тканей", а на географическом факультете БГУ в 2015/16 учебном году появится новая специальность и три направления. Об этом TUT.BY рассказали в пресс-службе БГУ.

В Государственном институте управления и социальных технологий (ГИУСТ) БГУ будет проводиться набор по специальности "государственное управление и право". Дипломантам будет присвоена квалификация "юрист". Набор абитуриентов на новую специальность ГИУСТ будет осуществлять на дневную (4 года) и заочную (5 лет) формы обучения.

В 2015/16 учебном году также будет осуществляться набор по новому направлению "дизайн костюма и тканей" специальности "дизайн", с присвоением квалификации "дизайнер". Открытие этого направления обусловлено необходимостью развития новых аспектов профессии.

Основной акцент в подготовке дизайнеров - художников по костюмам и тканям в первую очередь будет сделан на создании индивидуального художественного образа человека. Также предполагается, молодые дизайнеры будут заниматься проектированием новых материалов и изделий для легкой промышленности Беларуси, смогут выступать в качестве экспертов в оценке костюмов и тканей и руководить деятельностью дизайнерских групп и подразделений.

Реализация образовательной программы подготовки дизайнеров по направлению "дизайн костюма и тканей" планируется в сотрудничестве с Национальной школой красоты, Белорусским центром моды, Союзом дизайнеров, студией моды Ивана Айплатова.

Новая специальность и три направления откроются и на географическом факультете БГУ. В 2015/16 учебном году набор будет осуществляться на специальность "геоинформационные системы" с двумя направлениями "геоинформационные системы (земельно-кадастровые)" и "геоинформационные системы (специальные)", и на направление "геодемография" специальности "география". Срок обучения на всех нововведениях – 4 года.

Открытие специальности и направлений связано с необходимостью сближения профиля подготовки специалистов с потребностями производства и заказчиков. В целом новая специальность позволит подготовить специалистов для современных отраслей деятельности, связанных с дистанционным зондированием земли высокого разрешения; авиационного и космического экологического мониторинга; гидрометеорологических наблюдений и оценки эффективности природопользования; мониторинга государственных карт и планов населенных пунктов; оценкой состояния сельскохозяйственных площадей и лесов с применением космической информации и др.

Предполагается, что студенты, обучающиеся по направлению "геоинформационные системы (земельно-кадастровые)", будут востребованы в первую очередь в Государственном комитете по имуществу Беларуси. Здесь они будут участвовать в работах по созданию земельно-информационных систем, геодезическому обеспечению земельного кадастра, созданию ГИС картографо-геодезических данных Беларуси, а также обрабатывать данные дистанционного зондирования Земли. Дипломантам будет присвоена квалификация "специалист по кадастру и геоинформационным системам".

Заказчиком второго направления "геоинформационные системы (специальные)" является Министерство обороны Беларуси. Этому ведомству требуются специалисты по созданию, актуализации и эксплуатации геоинформационных систем специального назначения. В рамках данного направления большое внимание будет уделено дисциплинам военного назначения и дисциплинам, связанным с новейшими компьютерными геоинформационными технологиями, эксплуатацией автоматизированных информационных систем. Выпускникам данного направления присваивается квалификация "специалист по геоинформационным системам".

Открытие направления "геодемография" специальности "география" связано с необходимостью эффективного обеспечения устойчивого социально-экономического развития государства в ХХІ веке и решения проблем демографической обстановки в стране путем использования качественно новых методов регулирования и прогнозирования на всех уровнях административно-территориального управления.

По окончании обучения присваивается квалификация "географ. Геодемограф". Эти специалисты будут иметь возможность трудоустройства в Национальный статистический комитет, Министерство экономики, Министерство труда и социальной защиты и др. Учебная программа направления "геодемография" включает дисциплины по изучению глобальных и региональных проблем народонаселения, студенты научатся также разрабатывать прогноз демографических процессов в мире и в нашей стране, проводить анализ рынка труда, освоят систему городского и сельского расселения Беларуси и др. Подготовка специалистов такого профиля будет организована на кафедре экономической географии географического факультета БГУ.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #16 ·
Европа готова сделать жест доброй воли и принять Беларусь в Болонский процесс​


23 марта 2015

"Насколько мы знаем, решение Болонской рабочей группы положительное. Скорее всего, Беларусь будет рекомендована к принятию в европейское пространство высшего образования", – сообщил сегодня член Общественного болонского комитета Владимир Дунаев. Эксперт отметил, что шансы вступить в Болонский процесс у Беларуси очень высокие. И хоть "это решение практически окончательное", последнее слово будет сказано на саммите министров образования 14-15 мая в Ереване.

23-24 марта в Риге проходит заседание Общественного Болонского комитета.

Болонская рабочая группа подготовила к мероприятию альтернативный доклад. В нем указано, что, несмотря на видимый прогресс, по основным ценностям Болонской системы существенных сдвигов в Беларуси не наблюдается, рассказал Владимир Дунаев. Вопросы остаются к институциональной автономии, академическим свободам и студенческому участию в управлении вузами, сообщает эксперт. Кстати, по этим же пунктам в Болонский процесс Беларусь не приняли в прошлый раз – три года назад.

Положение с автономией вузов, свободами и участием студентов осталось без видимых сдвигов, и до сих пор эти ценности единого европейского пространства не были воплощены в белорусском законодательстве. "Более того, мы отмечаем усиление академических репрессий", – говорит Дунаев.

"Пропуск в Болонский процесс рассматривается сегодня как разменная монета, – говорит Владимир Дунаев. – Идет торг между Беларусью и Европой. Европа готова сделать такой жест. Мол, даже, несмотря на то, что вы не соответствуете требованиям, мы вас принимаем в Болонский процесс, чтобы засвидетельствовать свою заинтересованность в европейском векторе развития Беларуси. Это очень плохо, потому что это политизация решения. С другой стороны, это оправдано для геополитических целей".

Планируется, что в качестве дополнения вместе с решением о принятии Беларуси в Болонский процесс будет утверждена дорожная карта принципов, целей, ценностей и основных направлений образовательной политики. "Процесс вступления должен сопровождаться выполнением определенных условий от Беларуси и Министерства образования, и требования должны быть воплощены в чем-то вроде дорожной карты, разработанной совместно белорусскими и европейскими экспертами", – говорит Дунаев.

Как один из пунктов дорожной карты Общественный болонский комитет предложил внести изменения в Кодекс об образовании. "В кодексе как минимум обязаны быть такие слова, как студенческое самоуправление, академическая свобода, университетская автономия. Должны появиться и статьи, которые реально гарантировали бы все это".

Вместе с тем отмечает эксперт, недостаток Болонского процесса – отсутствие жесткого контроля за тем, как страны-члены выполняют общепринятые решения. "Нет инструментов после вступления страны повлиять на белорусскую систему высшего образования. Нельзя заставить министра выполнять правила", – говорит Дунаев.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #17 ·
Столичные вузы предлагают выпускникам новые специальности​


TUT.BY уже рассказывал, что в нынешнем году БГУ предложит абитуриентам новые специальности. Кроме ведущего вуза страны, список расширили и другие учебные заведения. Подробности о новинках, а также о тех направлениях и специальностях, набора на которые в этом году не будет, узнала корреспондент агентства "Минск-Новости".

БГУИР

В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники с 1 сентября будут обучать специальности "Информационные системы и технологии в игровой индустрии". По словам проректора по учебной работе и информатизации Бориса Никульшина, новинка обещает стать одной из самых востребованных:
– Набор в этом году будет ограниченным – около 30 человек. Но заявок уже на данный момент подано гораздо больше.

БГЭУ

Белорусский государственный экономический университет добавит две новые специальности на дневную форму получения образования: "Национальная экономика" и "Экономика и управление на рынке недвижимости". Еще две новые специализации появятся на заочной форме с сокращенным сроком обучения: "Хозяйственное право" и "Экономика и управление гостиницами и ресторанами".

Новинки предусмотрены и для второй ступени образования: специальности "Правовое обеспечение хозяйственной деятельности" и "Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности". А также новая магистерская программа "Управление развитием бизнеса" уже известной специальности "Экономика и управление на предприятии".

По словам ответственного секретаря приемной комиссии вуза Александра Цыганкова, главный критерий появления новых специальностей – рыночная конъюнктура:
– Решения об открытии новых специальностей принимаются кафедрами вуза на основе мониторинга рынка труда и определения того, в выпускниках какой специализации будет потребность.

БГАИ

Белорусская государственная академия искусств откроет новые направления на второй ступени обучения. Как рассказала проректор по учебной работе Елена Бохан, магистранты смогут освоить специальности "Техническая эстетика и дизайн", "Театральное искусство", "Кино, теле- и другие экранные искусства", "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура".

БГУФК

В Белорусском государственном университете физкультуры открытия новых специальностей в этом учебном году не предусмотрено.

При этом на три направления набора не будет. И если на двух из них это нормальная практика: набор на направления "Спортивная режиссура" и "Тренерская работа (автоспорт)" специальности "Спортивно-педагогическая деятельность" осуществляется раз в два года, то на направление "Тренерская работа (альпинизм)" набор не производился уже три года. По словам заведующей сектором университетского менеджмента вуза Анастасии Шигаевой, причина проста – отсутствие популярности.

БГУ

В 2015 году БГУ не объявляет набор по ряду специальностей на заочной форме обучения. Среди них "Белорусская филология" и "Русская филология", а также направление "научно-педагогическая деятельность" специальности "География". Приостановлено обучение по специальности "Классическая филология" – набор на нее осуществляется раз в 5 лет. Подобная практика обусловлена низкой востребованностью.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #18 ·
Беларусь стала участником Болонского процесса​


Решением министров образования стран общеевропейского пространства Беларусь принята в Болонский процесс. Об это сообщает пресс-центр Министерства образования.

Вопрос о включении Беларуси в Европейское пространство высшего образования обсудили 14 мая в Ереване (Армения) на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования. Белорусскую делегацию возглавил министр образования Михаил Журавков.

"Для нашей страны – это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования. Шаг, который отражает высокий уровень белорусской системы образования и ставит перед нами огромные задачи по ее развитию и обновлению. Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство", – сказал Михаил Журавков.

Он подчеркнул, что "стратегия развития национальной системы образования основана на международной интеграции, вовлечении в процесс обновления национальной системы образования максимально широкого круга заинтересованных сторон, включая работодателей, представителей студенческого самоуправления и международных экспертов".

На IX конференцию министров Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) были приглашены представители 47-ми стран-участниц Болонского процесса. В ходе конференции ожидается подписание важнейших документов, которые определят судьбу тысяч студентов и учебных заведений по всей Европе. Будут обсуждены Ереванская декларация, а также важные нововведения в сфере образования.

Беларусь, как участник Болонской конвенции, также выскажет свое мнение по всем рассматриваемым вопросам.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года в Болонья (Италия) на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию "Зона европейского высшего образования", или Болонскую декларацию. Приоритетными задачами болонского процесса являются создание европейского пространства высшего образования, призванного стимулировать конкурентоспособность системы высшего образования Европы и ее привлекательность, а также создавать возможности для мобильности студентов и их дальнейшего трудоустройства.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #19 ·
Теперь все ясно: что такое Болонский процесс и что он даст белорусским студентам​

14 мая Беларусь официально стала участником Болонского процесса. Мы пытались сделать это еще в 2012-м, но тогда не вышло. CityDog.by объясняет, почему так получилось и что Болонский процесс даст обычному белорусскому студенту.
 

·
Registered
Joined
·
8,490 Posts
Discussion Starter · #20 ·
Правительство утвердило концепцию развития в Беларуси бизнес-образования​


В Беларуси утверждена концепция формирования и развития системы бизнес-образования и план мероприятий по ее реализации. Как сообщает пресс-служба правительства, соответствующее постановление Совета министров № 734 подписал премьер-министр Андрей Кобяков 31 августа.

В концепции анализируется мировой опыт в сфере бизнес-образования. В документе делается вывод о том, что «в настоящее время понятие „бизнес-образование“ как обучение специалистов, выполняющих функции управления в коммерческих организациях, в законодательстве Республики Беларусь отсутствует», при этом фактически услуги в сфере бизнес-образования оказываются по восьми направлениям, в том числе на второй ступени высшего образования, в виде повышения квалификации и стажировок.

Отмечается, что развитие бизнес-образования в Беларуси началось в 1993 году и сейчас находится «в стадии своего становления».

Ключевыми проблемами в развитии бизнес-образования в стране признаны три: Кодексом об образовании не предоставлено право реализовывать образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов организациям, не являющимся учреждениями образования; действующие бизнес-школы недостаточно интегрированы в международное образовательное пространство, только три из них имеют договорные отношения с иностранными коллегами; платежеспособный спрос на услуги бизнес-школ со стороны потенциальных клиентов недостаточен, высока стоимость обучения.

Потенциальная емкость рынка краткосрочного бизнес-образования в Беларуси авторами концепции оценивается в 5,5 млн долларов США. «С учетом же стоимости обучения по программам МВА (до 150 слушателей в год, средняя стоимость обучения в Беларуси — до 10 тыс. долларов США) совокупный годовой объем рынка бизнес-образования может быть спрогнозирован в размере, эквивалентном 7 млн долларов США», — сказано в концепции.

Документ предполагает более десяти мероприятий, большинство из которых должны быть реализованы в 2016 году. В частности, должны быть подготовлены изменения в Кодекс об образовании, будет создан республиканский совет по развитию системы бизнес-образования, подготовлен примерный устав бизнес-школы, а также разработана система профессиональных стандартов для должностей, по которым необходимо дополнительное образование в бизнес-школах.

Кроме того, планируется разработать систему сертификации преподавателей в сфере бизнес-образования.
 
1 - 20 of 28 Posts
Top