Городской транспорт
При первом посещении Стокгольм удивляет чистейшим воздухом на улицах. Одна из причин этого - самый большой в мире проект по переводу общественного транспорта на возобновляемое топливо. Около 200 автобусов на биогазе и 500 на этаноле бороздят просторы шведской столицы. По плану муниципальной транспортной корпорации SL к 2020-му году 100% автобусного парка в Стокгольмском регионе должны работать на возобновляемом топливе - в первую очередь на биогазе.
Автобусное депо Сёдерхаллен, куда идет один из биогазопроводов из Хенриксдальсверкет, неожиданно находится на крыше офисного здания почти в центре города. Впрочем, вряд ли шведы, проектируя депо, вдохновлялись сюжетами Астрид Линдгрен. Скорее здесь имели больший вес соображения рационализации использования дефицитного городского пространства.
Практически бесшумные, комфортные, не выделяющие вредных для здоровья или климата выбросов, автобусы на биогазе являются настоящим кошмаром для компании-оператора. Представитель компании Keolis, работающей в этом депо, с трудом скрывает досаду - за счет более сложного обслуживания и заправки автобусы на биогазе стоят компании дороже традиционных дизельных: 4,5 кроны за километр пробега против 4 крон крон ровно (0,5 и 0,45 евро). Естественно, перевозчику было бы удобнее и дешевле использовать уже проверенные технологии, однако, таковы условия заказчика-муниципалитета - ежегодное процентное увеличение парка экологически чистых автобусов и уменьшение зависимости от нефтепродуктов.
Заправка биогазом происходит тоже на крыше
Хотя перевозчики могут испытывать неудобства при внедрении новых принципов организации городского транспорта, общество в целом выигрывает за счет создания более комфортной среды обитания, чистого воздуха, уменьшения общественных расходов на лечение болезней органов дыхания и - не в последнюю очередь - создания особой инновационной среды, в которой постоянные обновления и прогресс происходят даже в таких консервативных сферах жизни, как автобусное депо.
Депо изнутри
Наиболее перспективным с точки зрения общественного транспорта признан именно биогаз, хотя еще недавно активно продвигался этанол, который производили из рапса, выращенного в том числе и в самой Швеции. Отвязка от нефти и других ископаемых топлив - это стратегическая цель энергетической политики в Швеции. По этой причине переход на альтернативные виды топлива поощряется и награждается: самый обычный гражданин, приобретший для личного пользования машину на биогазе или этаноле, может рассчитывать на премию в размере до 3х тысяч евро, освобождение от ряда налогов, дешевое за счет сниженных акцизов топливо и даже бесплатную парковку в Стокгольме.
В связи с перспективой появления массовых электромобилей, начала создаваться инфраструктура и под них. Хотя пока во всей Швеции всего около 500 электромашин - в основном выставочные и тестовые экземпляры, - в Стокгольме уже есть около 100 электрозаправок. Заправка будущего выглядит как зеленый столбик с светодиодом на парковке - трехфазный разьем позволяет "заправить" электромобиль за 30-40 минут.
Муниципалитет Стокгольма принял решение о том, что к моменту начала конвейерного производства электромобилей, вся инфраструктура в городе должны быть к этому готова. Хотя пока электромобиль рассматривается преимущественно как городской вид транспорта, ведется работа с тем, чтобы расширить его диапазон. Так, правительства Швеции и Норвегии начали совместный проект по адаптации трассы Стокгольм-Осло к электромобилям. Задача всех этих усилий - создание экологически и экономически устойчивого общества на основе технологий и замкнутого энергетического цикла, когда энергия не сжигается навсегда, а просто переходит из одного состояния в другое. Важнейшим элементом такого цикла является мусор.
Мусор
Все ускоряющаяся переработка природных ресурсов в мусор была основной приметой индустриальной экономики. До сих пор кадры тлеющих свалок до горизонта в странах третьего мира являются, пожалуй, одним из сильнейших аргументов радикальных экологов против научно-технического прогресса и развития технологий. Классическая сортировка мусора начала активно внедряться в Швеции с середины 70-х годов прошлого века. Сейчас в каждой шведской семье есть 6-7 мусорных ведер, куда - совершенно добровольно - распределяются пластик, металл, бумага, стекло, картон и т.д..
Высокого уровня сознательности удалось добиться постоянной разьяснительной работой. Так, большинство жителей Швеции знают, что из использованного пластика можно сделать новый 7 раз, после чего тот теряет свои свойства и идет на электростанцию для сожжения, тем самым возвращая энергию, затраченную при его создании, в виде электричества. Благодаря всеобщей сортировке свалки бытового мусора в Швеции исчезли как явление - мусор либо используется заново, либо служит топливом.
Станции по приему нестандартного мусора строятся по принципу супермаркета - большая парковка перед входом, тележки, "прилавки" с наименованиями, что куда класть: электроника, сгораемые материалы, стройматериалы, пластик и т.д.
Более же крупные предметы - такие как бытовая техника, мебель, использованные стройматериалы, свозятся на специальные станции, где они проходят переработку и разборку на ценные составные части, которая оплачивается производителями товаров. Им же оно и возвращается уже в виде сырья, готового к запуску в новый цикл производства. Для переработки красок, кислот и прочих опасных веществ существует отдельная система, узловой точкой которой является завод по переработке бытовой химии. Такие станции открыты в удобное нерабочее время и полностью бесплатны.
Новые решения апробируются и в отношении строительного мусора. Так, сейчас в Стокгольме постепенно сносится старый офисный комплекс - специальные машины "откусывают" куски от здания, которые тут же идут в переработку и в работу по строительству нового здания на этом же месте. Такой процесс называется не снос, а деконструкция. Таким образом, дом, стоявший на этом месте ранее, будет по сути переработан в новое здание.
Мусор же из городских урн идет сразу на электростанции. Технологии его сбора тоже не стоят на месте - все большее распространение получают центральные вакуумные мусоропроводы. Одна из последних премьер такой системы состоялась на площади Марияторьет в центре Стокгольма, где расположен популярный парк - место для пикников и посиделок молодежи в летнее время. Несмотря на 3-х разовую очистку урн, они все время были переполнены мусором, что служило причиной разгневанных писем горожан в муниципалитет, - согласно данным одного из опросов, стокгольмцы даже оценили свой город как самую грязную столицу Скандинавии.
Сейчас все 6 урн соединены под землей трубами, идущими в центральную камеру. На поверхности видна только труба вентиляционной шахты. Как только урна заполняется, она посылает сигнал в центральную камеру, которая под большим давлением засасывает мусор в контейнер. На скорости в 70 километров в час мусор прилетает в контейнер, одновременно спрессовываясь. Когда же заполняется центральный контейнер, то идет сигнал в диспетчерскую, которая высылает машину для его замены.
Замена заполнившегося контейнера
Проведенная для нас демонстрация работы системы была весьма впечатляюща - по нажатию кнопки на пульте управления кусок лужайки вдруг начал подниматься, постепенно выдвигая наружу контейнер. Под землей же расположены несколько технических помещений для обслуживания. Шведская компания Envac, которая и разработала эту технологию, управляет 80 такими системами только в Стокгольме. Системы полностью автоматические, и управление происходит из центральной диспетчерской через интернет, т.е. по сути всего несколько дежурных обеспечивают чистоту в большой части Стокгольма.
Хотя изначальные инвестиции в строительство весьма высоки, тем не менее в длительной перспективе такие системы выгодны: сейчас мусоровоз в среднем меняет контейнер раз в неделю, когда ранее необходимо было опустошать урны 3 раза в день. Плюсы очевидны: меньше затрат топлива (кстати, тоже биогаза) на пробег больших машин, меньше затрат рабочего времени на неквалифицированную работу, меньше шума для жителей окрестных домов - и пустые даже в разгар летнего сезона урны. И в этом случае кумулятивная общественная польза в конечном итоге перевешивает прямой экономический эффект.
Вышеописанные технологии активно идут на экспорт, изменяя и улучшая жизнь людей в других странах. Маленькая скандинавская страна вносит свою большую лепту в выполнение долга "первого" мира перед "третьим" - помогая и показывая направление. Кажется, что то самое светлое утопическое будущее, обещанное когда-то авторами советской научной фантастики, все-таки, наконец, наступило. Пусть пока еще и не везде.
Экспериментальные ветровые электростанции с вертикальными лопастями в Falkenberg - меньше шума, больше эффекта
Источник